В соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 23 Закона о защите
конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб
на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством
Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен
ст. 181 Закона о защите конкуренции. Данные нормы введены в действие
Федеральным законом от 6 декабря 2011
г . № 401-ФЗ в рамках т.н. «третьего антимонопольного
пакета».
Федеральным законом от 13 июля 2015 г . № 250-ФЗ, принятым в
рамках т.н. «четвертого антимонопольного пакета», положения ч. 1 ст. 181 Закона
о защите конкуренции изложены в новой редакции, согласно которой установленный
данной статьей порядок рассмотрения жалоб применяется также при организации и
проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
Обжалование действий заказчика в антимонопольный орган
Заинтересованное лицо вправе обжаловать в
антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок
в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г . № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» только в случаях,
прямо предусмотренных ч. 10 ст. 3 указанного закона (Определение Верховного
Суда РФ № 309-КГ17-7502).
Решением антимонопольного органа признана обоснованной
жалоба фирмы на действия общества при организации и проведении запроса
предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение
работ, общество признано нарушившим ч. 2 ст. 4, ч. 12 ст. 4, ч. 6 ст. 3
Федерального закона от 18 июня 2011
г . № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг
отдельными видами юридических лиц» (далее -Закон № 223-ФЗ) и п. 2 ч. 1 ст. 17
Федерального закона от 26 июля 2006
г . № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с
указанным решением антимонопольным органом обществу выдано предписание об
устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства: отмене
протоколов торгов, повторном проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок.
Антимонопольным органом также предписано принять меры по внесению изменений в
Положение о закупках товаров, работ, услуг общества.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о
признании указанных решения и предписания антимонопольного органа
недействительными.
Решением суда первой инстанции, оставленным без
изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда
округа, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
отменила названные судебные акты и удовлетворила заявленные требования по
следующим основаниям.
Статья 181 Закона о защите конкуренции
регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при
рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом
№ 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного
органа. Эти основания установлены в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, согласно
которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на
действия (бездействие) заказчика в определенных случаях. Перечисленные в данной
норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке
соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные же действия
заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в ч. 9 ст. 3
Закона № 223-ФЗ.
Статья 181 Закона о защите конкуренции в
силу своего процедурного характера не может рассматриваться как расширяющая
перечень оснований, в пределах которых антимонопольный орган обладает
полномочиями по рассмотрению жалоб, а лишь допускает возможность вынесения
решения по итогам рассмотрения жалобы участника закупки с учетом всех
нарушений, связанных с обеспечением информационной прозрачности закупок и
упомянутых в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Оспоренное обществом решение антимонопольного органа
таких оснований не содержит.